Атрибуция: Надпись на клинке SAHAVN является подписью испанских мастеров-клиночников Алонсо Саагуна Старшего, работавшего в Толедо около 1570 г., и его сына Луиса Саагуна Младшего. Подлинность подписи вызывает сомнения, поскольку, во-первых, тип клинка шпаги не соответствует форме клинков, которые изготавливались в последней четверти XVI - начале XVII в. – при жизни мастеров, а во-вторых, эту подпись весьма часто подделывали и использовали как своего рода знак качества немецкие оружейники на протяжении как XVII, так и XVIII в.
Шпага
Атрибуция: В музейном инвентаре шпага атрибутирована как изготовленная в Германии в начале XVIII в. В Описи Рюсткамеры она указана среди немецких шпаг. Однако стилистический анализ декора полированных до блеска "алмазов", равно как и высокое качество их исполнения, дает основания предполагать в качестве места изготовления этого оружия Англию, где подобная техника появилась и получила распространение еще в конце XVII в. Ее пытались имитировать и заимствовать на некоторых оружейных предприятиях Европы, в том числе и в России: в правление Петра I – на Олонецком оружейном заводе, а потом и в Туле.
Шпага
Атрибуция: В музейном инвентаре атрибутирована как изготовленная в Амстердаме в конце XVII в. Место и время изготовления эфеса шпаги определяются по клеймам, выбитым на защитном щитке. По типу конструкции эфес соответствует шпажным эфесам последней трети XVII в.
Шпага в ножнах
Атрибуция: Шпага в инвентаре музея записана как немецкая XVII - XVIII веков. Судя по гравировке на клинке, время изготовления оружия относится к периоду правления императора Священной Римской империи Леопольда I (1658-1705). Шпага оформлена в турецком стиле, что было характерно для произведений южно-немецких и австрийских оружейников.
Шпага в ножнах
Атрибуция: Шпага была атрибутирована в музейном инвентаре как изготовленная в Туле в середине XVIII в., затем переатрибутирована как выполненная предположительно в Швеции в начале XVIII в. В Описи Рюсткамеры она значилась среди немецких шпаг.
Шпага
Атрибуция: Шпага, вероятно, была сделана на заказ, возможно, для самого Петра I, на что прямо указывает наличие на пяте клинка его именного вензеля с гербом России; сам клинок свидетельствует о том, что он, скорее всего, был изготовлен в качестве дорогого подарка. Он мог быть поднесен Петру либо самим императором, либо кем-то из курфюрстов. С одним из них, курфюрстом Саксонским Августом II, Петра I связывали не только союзнические, но и дружеские отношения. Возможно, эта шпага была одним из даров, которыми правители обменялись в знак взаимной симпатии и союза.
Шпага
Атрибуция: В музейном инвентаре шпага записана как изготовленная в России в 1730-х гг. Однако особенности эфеса - стилистика и техническая манера исполнения, высокое качество проработки деталей и соответствие сохранившимся аналогам – говорят о ее западноевропейском происхождении. Вероятнее всего, она изготовлена французскими оружейниками в 1720х годах.
Шпага с темляком, в ножнах
Атрибуция: По предположению В. И. Егорова, специалиста по истории голштинских полков Петра III, темляк выцвел – ранее он имел цвет голштинских войск: красный, синий, золотой. Еще в начале правления императрицы Анны Иоанновны прусские солдатские и офицерские шпаги были взяты в качестве образца для оружия русской армии, изготавливавшегося на заводах в Туле, Сестрорецке и Сибири. При Петре III его голштинские войска были вооружены по прусскому образцу, поэтому логично предположить, что это оружие выписывалось из Пруссии.
Шпага в ножнах
Атрибуция: В музейном инвентаре шпага записана как изготовленная предположительно в России в середине XVIII века. Однако если обратить внимание на конструкцию эфеса, то можно заметить, что форма внешнего защитного кольца соответствует оформлению подобных деталей в более ранний период. Сама форма эфеса была достаточно распространенной на камзольных шпагах с 1660-1670х гг. Можно предположить, что эфес шпаги создан в Германии приблизительно в это же время. В период активного использования оружия клинок подвергся замене.
Шпага наградная, в ножнах
Атрибуция: Есть все основания полагать, что эфес данной шпаги был заказан в числе других «золотых шпаг с бриллиантами» из Англии для награждения генералов за войну с Швецией.
Шпага наградная, в ножнах
Атрибуция: Вместе с другой шпагой этот экземпляр был изготовлен в Англии в 1742-1743 гг. в качестве наградного оружия по заказу русского императорского двора. Вероятнее всего, эта та самая шпага, заказанная в Англии к награждению российского генералитета, которая по заказу императрицы Елизаветы Петровны была оставлена в Кабинете «для употребления», но так и не была никому вручена по какой-то причине.
Шпага детская
Атрибуция: В музейном инвентаре шпага атрибутирована как западноевропейская XVIII в. Некоторые предположения о ее возможных времени изготовления и принадлежности позволяет сделать гравировка на клинке. Во-первых, речь в надписях ведется о короле-монархе. Во-вторых, звезда, возможно, символизирующая рождение, по аналогии с Вифлеемской, изображена над короной курфюрста. Шпага имеет эфес, рассчитанный под руку младенца. Из наследников престола только малолетний Иван Антонович был сыном герцога Антона-Ульриха Брауншвейг-Беверн-Люнебургского, носившего титул курфюрста Священной Римской империи. Эта шпага гипотетически могла принадлежать либо самому Антону-Ульриху либо быть сделанной специально для Ивана Антоновича. Известно, что в 1740 г. специально для него в России изготавливалось детское украшенное золотом ружье, поэтому можно предположить и изготовление подобным образом по заказу такой детской шпаги.
Шпага
Атрибуция: Возможно, ранее шпага составляла гарнитур вместе с кортиком. В конце XVIII в. они вместе находились среди "алмазных вещей" при Императорском Кабинете среди оружия, большая часть которого поступила в Кабинет во времена правления императрицы Елизаветы Петровны. В Описи драгоценных вещей Кабинета, а, затем, и в Описи Рюсткамеры эфесы шпаги и кортика были ошибочно записаны как изготовленные из томпака. Ошибка была повторена и в Описи Московской Оружейной палаты 1885 г.
Шпага в ножнах
Атрибуция: Шпага входит в оружейный гарнитур, поднесенный русскому генералу Фабиану Вильгельмовичу Остен-Сакену от благодарных жителей города Парижа, генерал-губернатором которого он являлся на протяжении всего периода с момента вхождения русских войск в Париж вплоть до заключения мира с Францией в мае 1814 года. Как и входящие в гарнитур карабин и пара пистолетов, шпагу отличает высокий уровень ювелирной работы. Помимо оружия, в состав гарнитура входят пороховница, две пулелейки с молотком для выколачивания пуль, а также набор приспособления для ухода за оружием. Стоит отметить, что личное клеймо Н. Н. Бутэ в виде ромба с пистолетом, выше которого выбита литера N, а ниже – B ставилось на его изделиях крайне редко, на наиболее ценных экземплярах.
Шпага офицерская, кавалерийская, образца 1889 г.
Атрибуция: Судя по надписи на клинке, ее владельцем был офицер 17-го Мекленбургского драгунского полка. Вензель позволяет уточнить время ее изготовления, посколько он принадлежал великому герцогу Мекленбург-Шверинскому Фридриху Францу III, правившему с 1883-1897гг. Таким образом, эта шпага могла быть изготовлена в период между появлением уставного образца и концом правления герцога, т.е. между 1889 и 1897 гг.
Шпага
Атрибуция: В музейном инвентаре шпага атрибутирована предположительно как изготовленная в Западной Европе в XIX в. Эфес является фантазийным: железная рукоять напоминает шпаги середины XVIII века, гарда – немецкие шпаги и сабли середины XIX в. Клинок своими параметрами напоминает рапирный клинок XVII в. Можно предположить, что шпага была изготовлена во второй половине XIX в. в стиле историзма, в ней эклектично соединены черты оружия разного времени. Мастер Гонсалес, чье имя указано на клинке, неизвестен.